Как слово наше отзовется?

Эксперимент Фейсбука. Передача эмоций между людьми -- не новость, новость -- для этого не требуется непосредственный контакт.

21 Aug 2014


В июне 2014 года исследователи из Фейсбука опубликовали статью “Experimental evidence of massive-scale emotional contagion through social networks” (Экспериментальные подтверждения массовой передачи эмоций через социальные сети). В ней описан эксперимент, проведенный в начале 2012 года (11–18 января).

Ссылки на все упоминаемые статьи, в том числе на исходную публикацию Крамера и др. – в конце заметки.

Эксперимент

Эксперимент затрагивал алгоритм, которым отбираются сообщения для личной ленты новостей. Оценивалась эмоциональная окраска всех сообщений (“статусов”), далее для двух экспериментальных групп искусственно понижалось количество эмоциональных статусов в ленте: от одной группы “прятали” позитивные посты, от другой – негативные. В контрольных группах отбор по эмоциональному тону не делался. После этого измеряли настроение сообщений, которые писали пользователи, читавшие скорректированные ленты. Окраску текстов измеряли по количеству позитивных и негативных слов. Эксперимент затронул чуть менее 700 тысяч англоязычных пользователей Фейсбука.

Очевидные результаты

1. Основной статистический результат: да, содержание ленты новостей влияет на то, что в свою очередь пишут пользователи.

Следующий график (кстати, единственный в статье) показывает процентное содержание положительно и отрицательно окрашенных слов, сгенерированных людьми, в зависимости от условий:

2. В интернет-публикациях об этом эксперименте часто задаются вопросом об этичности подобных исследований, говорят об обманутом доверии и т.п., так что Крамеру даже пришлось извиняться.

3. На стоимости акций Фейсбука эта шумиха никак не отразилось:

А еще интересно…

Мне показалось интересным другое: Крамер далеко не первый в исследовании неявной передачи эмоций. Экспериментаторы из Фейсбука ссылаются на предыдущие исследования в этой области, которые уже давно доказали, что эмоции “заразны”. Одно из исследований включало в себя 20-летнее (sic!) наблюдение за большой группой людей и их социальными связями в реальном мире (друзья, родственники, коллеги), и продемонстрировало распространение не только сиюминутных настроений, но и долговременных состояний: счастья, депрессии.

Новое в результатах Крамера с коллегами не столько в том, что эмоции передаются от человека к человеку, сколько в том, что это может происходить даже без непосредственного контакта, только вербально: “We provide experimental evidence that emotional contagion occurs without direct interaction between people…, and in the complete absence of nonverbal cues” (Мы получили экспериментальное подтверждение того, что передача эмоций происходит и без непосредственного взаимодействия людей… и при полном отсутствии невербальной коммуникации).

А еще с помощью графики. В статье Крамера о фотографиях ничего нет, но наверняка позитивные посты сопровожаются и позитивненькими картинками. Что влияет на настроение больше – теплые слова или пушистые звери?

Впрочем, есть ощущение, что и новость про безличный обмен эмоциями – какая-то неновая, и в рекламе и пропаганде все это было известно давным-давно… Разве что гистограмм с процентами не было.

Ссылки