Выходное интервью по CJM

Как и о чем поговорить с хорошим сотрудником, который уходит из команды

22 Mar 2021


Контекст

Учусь делать CJM-исследования 1. Подумалось, что методика подходит для того, чтобы провести прощальную беседу с хорошим сотрудником, который решительно уходит из команды.

Зачем разговаривать с уходящим сотрудником и какие сложности

В чем проблема с “поговорить”?

Простой случай, нет проблем. Сотрудник пока не уходит решительно, а только думает уходить и рассказывает о чем-то, что не нравится. Тогда понятно: надо выяснять детали, придумывать как исправить негативные моменты, подбирать новые задачи и т.п.

Но бывает так: человек серьезный, работал долго и хорошо, а теперь уходит решительно. И ты понимаешь, что человек уходит не для флирта, что он перерос проект, что направление работы не совпадает с персональными ценностями, и что предложить ты в общем-то ничего не можешь. О чем тогда говорить?

При этом обстоятельно побеседовать все-таки надо.

Почему?

  • Может быть, разногласия не такие уж фундаментальные. Маловероятно, но возможно.
  • Не поговорить – не по-доброму. Человек работал много лет, приносил пользу, теперь говорит “ухожу”. А ты такой “окей”. По-моему, грубо.

Получается: поговорить надо, но простое “расскажи что плохо и придумаем как исправить” не работает. Как тогда?

И что делать?

Ответ, котрый у меня образовался: руководителю стоит собирать employee journey map – историю того, как к нему приходят или не приходят работать, как работают, как решают уходить, почему откладывают уход, как наконец решаются и уходят.

Это модель сотрудника, как CJM – модель клиента.

Соответственно, с уходящим сотрудником можно провести CJM-like интервью для наполнения этой модели. Время – от 40 минут до полутора часов. Как подобрать вопросы, напишу как-нибудь в другой раз.

Чем мне нравится идея с CJM-интервью

CJM-интервью – удобный фреймворк для подготовки и проведения беседы.

Подход с CJM-интервью применим к любому сотруднику, и неважно, хочешь ли ты его удерживать, можешь ли.

После нескольких интервью образуется картина: как устроен жизненный цикл сотрудников.

А еще правильно проведенные CJM-интервью нравятся респондентам, так что это хороший способ закончить сотрудничество на позитивной ноте.

Ссылки